Ширма Григорий Романович

   Думаю, что нам, гимназистам, очень повезло – каждый день мы идем по одной из красивейших улиц нашего города. Шагая по улице Г. Р. Ширмы, мы вспоминаем о нашем известном земляке и гордимся, что живем в Сухарево.
   В небольшой деревушке Шакуны, неподалеку от города Пружаны, что граничит с бескрайней Беловежской пущей, в семье Романа Ширмы 21 января 1892 года родился сын Григорий.
С шести лет Рыгор подрабатывал пастушком.
В семье все были талантливы, все пели.
И дед–бондарь по прозвищу Майстрович, и мать Теодора Демьяновна, и отец Роман Васильевич. И особенно тетка Захвея Хворост, от которой Рыгор в последствии записал полторы сотни песен.
   В 1904 году крестьянский сын Рыгор с 15 копейками в кармане отправился тайно от отца в Пружаны и поступил в городское училище. Тайно — потому что образовывать сына не было ни денег, ни практической пользы.
   Рыгор становится лучшим учеником. Осваивает музыкальные инструменты. Поет в хоре… И возмущается тем, что там не слышно прекрасных белорусских песен.
   В 1911—1912 годах Григорий Романович учился на двухгодичных педагогических курсах в Свенцянах, На этих курсах особое внимание уделялось пению, нотной грамоте и игре на скрипке. Курсы давали право быть учителем начальной двухклассной школы. После их окончания учительствовал в Лидском и Свенцянском уездах.
   С 1914 года он продолжил учёбу на литературном факультете Седлецкого учительского института.
  Во время Первой мировой войны вместе с эвакуированным институтом попал в Москву, затем в Ярославль и Воронеж.
  В конце войны мобилизован в армию. После демобилизации работает в Ново-Хоперский уезде Воронежской губернии. Здесь он руководит школой в селе Новогольском, преподает литературу, заведует волостным отделом народного образования, организует любительские хоры, народный театр, ставит пьесы А. Н. Островского, читает лекции. Во время работы в Воронежской губернии Рыгор Ширма познакомился со своей будущей женой, Клавдией Ивановной Раевской. Увлек её любовью к белорусской песне, и Клавдия Ивановна тридцать лет пела в капелле.
   В июне 1922 года началась реэвакуация из РСФСР жителей многих районов Западной Белоруссии на родину. По просьбе матери Рыгор приехал в родные Шакуны, которые размещались в то время на территории Польши.
   Учитель-белорус, по вероисповеданию православный не имел права преподавать на территории Польши. Работы у молодого учителя не было, у жены Клавдии, учительницы математики, тоже. Вскоре родилась дочь Елена.
   Пришлось Г. Р. Ширме работать на лесоразработках возле д. Шакуны.
   После увольнения из лесничества в 1922 г. Г. Р. Ширма получил должность регента в Свято–Александро–Невском соборе г. Пружаны, а в 1923 г. псаломщика и преподавателя Закона Божьего.
  В 1926–м, получив наконец польский паспорт, где был записан «полешуком», Ширма приехал в Вильно. В Виленской гимназии преподает пение, работает воспитателем в интернате. Подвизается и регентом в Пречистенском соборе. Работа Ширмы в этой гимназии явилась началом его многолетней деятельности хормейстера — воспитателя большой плеяды любителей и профессионалов хорового искусства.В основе репертуара гимназического хора всегда была белорусская народная песня, большей частью в композиторских обработках.
   Каждая репетиция хора была интересной, всегда вносила нечто новое в духовный мир хористов. В перерывах хормейстер знакомил хористов с новинками западно-белорусской литературы, читал стихи М. Василька и М. Машары, революционную лирику Ф. Пестрака и М. Танка. Получало огласку то, что не могло попасть в печать из-за сурового цензурного режима. На этих же занятиях Ширма делился своим богатым опытом фольклориста-краеведа.
   Григорий Романович был активным участником Товарищества белорусской школы, поэтому находился под надзором.
Г. Ширма среди участников съезда Товарищества белорусской школы. Гродно. 1927 

   После воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской ССР в 1940 году Ширма организовал и возглавил Белорусский ансамбль песни и танца (с 1950 — Государственный академический хор Белорусской ССР, с 1957 — Государственная академическая хоровая капелла Белорусской ССР, с 1978 — имени Г. Ширмы).
          После приезда в Минск Ширма писал: «Будить в народе чувство гордости и восхищения родным творчеством, нести культуру песни на освобожденные земли – вот задача, которую ставит перед собой наш коллектив. Песню нельзя искусственно примитивизировать, ее нельзя рассматривать как музейный экспонат или искать в ней только экзотику. Песня – это душа народа, его живая история…».
   В начале Великой Отечественной войны коллектив находился на гастролях в РСФСР, откуда выехал на Кавказ, а затем в Красноярск. Здесь Григорий Ширма был арестован НКВД и находился в тюрьме до марта 1942 года. После перевезен на Лубянку, где допросы проводились до августа. Освобожден по ходатайству Я. Коласа перед П. Пономаренко и выслан под надзор органов НКВД в Северный Казахстан, где работал учителем средней школы.
   После освобождения Ширма имел право работать только в Гродно. Однако в начале 1950–х его вызвал в гродненскую гостиницу новый руководитель БССР Николай Патоличев. Пообщались… И Ширма перебрался в Минск. Конечно, пришлось приспособиться, вступить в КПСС. Зато возглавлял не только хор, но и Союз композиторов. Становится народным артистом БССР, Героем Социалистического Труда. Но не отрекается от убеждений, которые отстаивал и в императорской России, и в польской тюрьме. Тяжело переживал, что люди забывают национальную культуру. Говорят, когда вышла его книга «Песня — душа народа», промолвил: «А душу гэтую абкрадаюць».
   В 1943 году Григорию Ширме разрешают вернуться в ансамбль. Коллектив давал концерты для горняков и сталеваров Кузбасса и Урала, тружеников колхозов и совхозов, раненых в госпиталях, воинов Первого Белорусского фронта. В июле 1944-го ансамбль вернулся в Минск. С осени 1944 года работает в Гродно. В 1952 году Государственный хор Белорусской ССР снова переезжает в Минск.
   С 1966 по 1978 год — председатель правления Союза композиторов Белорусской ССР и секретарь правления Союза композиторов СССР. Член Союза писателей СССР с 1966 года. Депутат Верховного Совета Белорусской ССР 4-9-го созывов (1955—1978). Член КПСС с 1959 года.

  Умер патриарх в 1978 году.

Память о Григории Романовиче хранят наши земляки

Г. Ширме посвящено стихотворение Нила Гилевича 
«Сердце дяди Григория»
Колькі птахаў пявучых у родных лясах,
Колькі нот непаўторных у іх галасах,
Колькі тонаў, адценняў, ладоў, перабораў —
Столькі песень у сэрцы у дзядзькі Рыгора.
Колькі ў краі бацькоўскім празрыстых крыніц,
Колькі іх, між пагоркаў, булькоча-звініць,
Бегучы, ручайкамі, да сіняга мора, —
Столькі песень у сэрцы у дзядзькі Рыгора.
Колькі ў небе вясновым за тысячы год
Абдараючы радасцю долы і горы, —
Столькі песень у сэрцы у дзядзькі Рыгора.
Дык якім жа павінен ён волатам быць,
Каб у сэрцы адным гэтак многа ўмясціць?
Ой, не дзіва, скажу вам, не дзіва, не дзіва,
Калі песняю песень у сэрцы — Радзіма!
                                                         Ніл Гілевіч

Комментариев нет:

Отправить комментарий